2 зал «Сражение»
22 июня 1941 г. в 4 часа 15 минут части 45 пехотной дивизии 4 армии вермахта атаковали Брестскую крепости, планируя взять её сходу. Для первого внезапного удара дивизия противника была усилена корпусной артиллерией, полком химических миномётов и орудиями особой мощности «Карл». На крепость был обрушен шквал артиллерийского огня. Налёту подверглись склады, казармы, артиллерийские парки, жилые дома. В первые 30 минут по укреплениям крепости было выпущено более 5000 снарядов (бетонобойные, бронебойные, осколочные, дымовые), мин и гранат. В боевом донесении 45 пехотной дивизии о взятии Брест-Литовска от 8 июля 1941 г. о применении артиллерии записано: «Артиллерийский план огня меньше направлен на реальное воздействие, а больше на внезапность…».
Центральной композицией зала является инсталляция взрыва, созданная из разнородных предметов быта, осколков снарядов, мин, которая при помощи звукового и светового сопровождения символизирует вероломство и хаос войны. Уже через 4 минуты – в 4.19 – передовые группы противника устремились на штурмовых лодках к противоположному берегу Западного Буга. В левой половине зала находится макет каркаса немецкой штурмовой лодки со стеклянной витриной, в которой образцы вооружения, снаряжения и предметамы быта немецкого солдата. В июне 1941 г. немецкие фотокорреспонденты сняли видеофильм для пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau», делали фотографии в Брестской крепости и непосредственные участники её штурма – солдаты вермахта. На правом окне в левой половине зала снимок «Немецкий пулемётный расчёт ведёт бой в крепости», на стене справа – «Немецкая штурмовая группа форсирует водную преграду», в правой половине зала на окне – «Ночной бой в крепости», в проёме на стене справа – «Горящие дома комначсостава». Внезапность нападения со стороны Германии явилась причиной огромных человеческих потерь гарнизона крепости и членов семей командиров. Но уже в первые часы войны бойцы Красной армии оказали сопротивление противнику. Инсталляция «Противостояние» в левой половине зала отражает одну из первых схваток двух противоборствующих сторон.
От разрывов снарядов, мин и гранат рушились здания, горели деревья, гибли люди и животные. Трагедия начала войны представлена через образы лошадей, макеты которых размещены в правой половине зала. Один из участников обороны И.И. Долотов вспоминал: «Когда у задней стены Белого дворца стали рваться фашистские снаряды, то в первую очередь загорелись пристроенные тут деревянные конюшни. Из пламени вырывались ошалелые лошади с распущенными гривами и вывернутыми белками обезумевших глаз. Они наталкивались на деревья, опять вскакивали и …бежали. Протяжное стонущее ржание заглушалось сплошным грохотом взрывов. И не было спасения в охваченном войной пространстве». Бои в крепости приняли характер, которого противник не ожидал. Было организовано несколько самостоятельных очагов сопротивления. При нехватке воды, продовольствия, оружия, боеприпасов, медикаментов, защитники крепости наносили ощутимые удары по противнику. В невероятно тяжёлых условиях они продолжали сражаться, предпринимали попытки вырваться из окружения. В ходе прорыва многие погибали или попадали в плен. Бои в крепости продолжались до конца июня 1941 г. Последний очаг сопротивления – Восточный форт был захвачен 30 июня. Но и в июле 1941 г. в крепости оставались её защитники. 23 июля 1941 г. свой последний бой в капонире у Северных ворот принял майор Гаврилов Пётр Михайлович, пленённый на 32-й день войны. Импровизированный капонир занимает левую часть правой половины зала, из которого можно пройти в 3-й зал. В капонире надпись: «Умираю за Родину», как символ всех надписей, оставленных известными и неизвестными защитниками крепости в дни обороны.